Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Термин "гражданское право" возник очень давно. Он известен в юриспруденции со времен Древнего Рима и происходит от латинского выражения jus civile - "гражданское право", означавшего право римских граждан. Позже этот термин получил широкое распространение. Он используется во всех правовых системах, хотя его содержание в некоторой степени меняется с изменениями экономических, политических и культурных условий конкретного общества.
В современной юриспруденции термин "гражданское право" неоднозначен. Под этим, в частности, понимается: а) сфера права как определенный набор правовых норм; б) наука как система знаний, представлений о явлениях гражданского права; в) учебная дисциплина. Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения проблемы применения общенаучных методов познания в гражданском праве, поскольку гражданское право занимает ведущее место в системе российского права, и данная область права регулирует товарно-денежные и иные имущественные отношения, основанные на равенстве участников, а также личные неимущественные отношения, связанные с собственностью, а применение каждого аспекта гражданского права невозможно без применения общенаучных методов познания права.
Поэтому здесь можно сказать, что гражданское право затрагивает интересы каждого гражданина Российской Федерации, поскольку участниками регулируемых гражданских правоотношений являются граждане - физические и юридические лица, государства, а также автономные и административно-территориальные образовательные учреждения.
Гражданское право содержит общие положения, относящиеся ко всем гражданско-правовым отношениям, например, срок исковой давности, а также положения о правах собственности, обязательственном праве, авторском праве, изобретательском праве, наследственном праве. Также важно знать, как именно можно применять общенаучные методы познания гражданского права.
Для того чтобы такие знания были эффективными, т.е. для достижения результата, на который они рассчитано, необходимо использовать средства, соответствующие характеру регулируемых отношений. Правильное понимание и применение норм гражданского права возможно только с учетом применения общенаучных методов познания гражданского права.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия применения общенаучных методов познания гражданского права.
Объектом исследования являются особенности применения общенаучных методов познания гражданского права.
Предметом исследования являются общенаучные методы познания гражданского права.
Цель исследования: выявить эффективные условия применения общенаучных методов познания гражданского права.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методы и методологию научного познания.
2. Описать общую методология науки гражданского права.
3. Проанализировать тенденции развития общей методологии научного познания в гражданском праве.
4. Выявить проблемы развития общенаучной методологии гражданско-правовых исследований в цифровую эпоху.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
Наука развивалась довольно быстрыми темпами на протяжении всего своего существования, в современном мире научные знания увеличиваются в 2 раза каждые 10-15 лет. Весь мир вокруг нас показывает, какого прогресса достигло человечество. Наука была главной причиной стремительного развития научно-технического прогресса, появления BIM-технологий, искусственного интеллекта, преобразования человеческих знаний в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки и т.д.
В своем нынешнем виде (до конца 2000-х годов) наука, например, в области архитектуры, содержит гораздо больше относительных истин, чем 35-40 лет назад. Таким образом, общий рост научного знания отражается на его состоянии. Хотя с годами некоторые выводы, которые в какой-то момент казались правдой, перестали быть правдой, появились новые относительные истины.
Чтобы правильно оценить истинность и обоснованность знаний в архитектурных исследованиях, необходимо учитывать отражение в них общих тенденций современной науки. Например, установка системы знаний, в которой не все является окончательной и неоспоримой истиной, когда помимо надежных знаний возможны и проблемные вещи; относительность критериев строгости, точности и всесторонней достоверности научного знания и возможность наличия в нем вероятностей и неопределенностей; правомерность различного рода описаний исследуемого объекта; понимание относительности научного знания и его основ, а следовательно, допустимости некоторых изменений принципов науки - необходимость периодического пересмотра научных принципов, допущений, схем решения задач и т.д. [12].
Все это, несомненно, свидетельствует о том, что фундаментальная форма человеческого познания, наука, в наши дни становится неотъемлемой частью общества. Количество методов, которые наука разрабатывает для познания реальности, постоянно увеличивается. Их точное количество, пожалуй, трудно подсчитать. В конце концов, в мире насчитывается около 15 000 наук, и у каждой есть свои специфические методы и предметы исследования.
Учение о методе начало развиваться в современной науке. Их представители считали правильный метод маяком в движении к истинному, надежному знанию. В XIX веке Ф. Бэкон связывал метод познания с фонарем, который освещал путь путнику в темноте. А другой известный ученый и философ того же периода, Р. Декарт, изложил свое понимание метода, называя его точными и простыми правилами, строгое соблюдение которых нужно уважать, не тратя впустую духовных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, это помогает уму обрести истинное знание обо всем, что ему доступно.
Существует целая отрасль знаний, которая специально занимается изучением методов и обычно называется методологией. Методология буквально означает "методология" (поскольку этот термин происходит от двух греческих слов: "методос" - это метод, а "логос" - это доктрина). В исследовательской работе необходимо стремиться к овладению сильным набором методологических подходов и методологических инструменто. Следует подчеркнуть, что правильные методы исследования позволяют решать научные проблемы гораздо быстрее и успешнее. Принято различать методы научного познания по степени их идентичности, то есть по широте применимости в процессе научного исследования [15].
В истории познания известны два универсальных метода: диалектический и метафизический. Это общие философские методы. С середины 19-го века метафизический метод все больше вытеснялся из естествознания диалектическим методом. Вторая группа когнитивных методов состоит из общенаучных методов, которые используются в самых разных областях науки, то есть имеют очень широкий междисциплинарный спектр применения. Классификация научных методов тесно связана с понятием уровней научных знаний.
Существует два уровня научного знания: эмпирический и теоретический. Некоторые общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом уровне (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - на эмпирическом и теоретическом уровнях. Эмпирический уровень научного познания интерпретируется путем непосредственного изучения объективно существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Теоретический уровень научного познания можно оценить по преобладанию рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и "мыслительных операций".
Обратимся прежде всего к методам, применяемым на эмпирическом уровне научного познания, - наблюдению и эксперименту.
Наблюдение - это осознанное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без непосредственного вмешательства в их течение, подчиняющееся задачам научного исследования. Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, расширяют возможности органов чувств, а во-вторых, устраняют налет субъективности в оценке наблюдаемых явлений. Важное место в процессе наблюдения (как и в эксперименте) занимает операция измерения.
Измерение - это определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, которое принимается в качестве эталона. В социологии и психологии существует разница между простым и коллективным (включенным) наблюдением. Психологи также используют метод самоанализа.
Эксперимент, в отличие от наблюдения, представляет собой метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых условиях. Эксперимент обычно проводится на основе теории или гипотезы, которая определяет постановку задачи и интерпретацию результатов.
Преимущества эксперимента перед наблюдением заключаются в том, что, во-первых, можно исследовать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, условия процесса могут меняться, а в-третьих, сам эксперимент можно повторить несколько раз.
Существуют различные типы экспериментов.
1) Самый простой тип эксперимента - это качество, которое определяет наличие или отсутствие явлений, предлагаемых теорией.
2) Второй, более сложный тип - это измерительный или количественный эксперимент, который устанавливает числовые параметры свойства (или группы свойств) объекта или процесса. Например, лабораторные исследования различных свойств строительных материалов.
3) Особый тип эксперимента в фундаментальных науках - мысленный эксперимент.
4) Наконец, характерный тип эксперимента - это социальный эксперимент, проводимый с целью внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента имеет свои границы - это моральные и правовые нормы. Без идеи в голове, как говорил И.П. Павлов, вы не увидите факта. Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание [13].
Факты - это основа здания науки, они составляют эмпирическую основу науки, основу гипотез и теорий. Обозначим некоторые методы обработки и систематизации эмпирических знаний. Это, прежде всего, анализ и синтез.
Анализ - это процесс мысленного и часто реального разделения объекта, явления на части (признаки, свойства, отношения). Например, предпроектный анализ состоит в разделении процесса изучения проектной задачи, предложенной архитектору, на ряд этапов, независимых в отношении целей и результатов работы. Этот метод известен как "расширение семантического поля в дизайне".
В результате углубленного (последовательного и детального изучения различных аспектов темы проекта) возникает множество предложений, которые создают качественно новый осмысленный подход с развитыми установками (идеологическими, образными, экологическими, техническими и т.д.). Ярким примером применения этого метода в области сопротивления материалов, строительной механики, теории упругости и пластичности, строительных конструкций является также представление реального здания или сооружения в виде расчетной схемы, а также метод поперечного сечения. Можно проанализировать отечественный и зарубежный опыт проектирования, строительства и эксплуатации отдельных типов зданий, сооружений и их комплексов. Обратный метод анализа - это синтез.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 года // Российская газета. 1993. №-237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), от 26.01.1996 №14-ФЗ // Российская газета, от 06.02.1996,07.02.1996,08.02.1996. №23,24,25.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ // Российская газета, от 08.12.1994. № 238 - 239. Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 338 с.
4. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. № 11. С. 5–18.
5. Гаджиев Г.А. Юридическая картина мира: лекция // Юридический вестник ДГУ. 2017. Т. 22. № 2. С. 7–13. DOI: 10.21779,2224-0241-2017- 22-2-7-13.
6. Гейзенберг В.К. Шаги за горизонт // Мир философии. М., 1990. Т.1. 271 с. 5.
7. Зайцев В.В., Рыбаков В.А. О мировоззренческом аспекте методологии гражданского права // Методологические проблемы цивилистических исследований: Сборник научных статей. Ежегодник. Вып. 2. 2017 / Отв. ред. А.В. Габов, В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2017. С. 22–32.
8. Ибатуллина Р.З. Гражданско-правовой режим управления общим недвижимым имуществом в многоквартирных домах: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2007. 24 с.
9. Карцхия А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. № 8. С. 17–26.
10. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М.: Аванта+, 2001. 560 с.
11. Ковалева Ю.В. Методологические основы исследования императивности в до-говорном праве // Общество и право. 2010. № 4.
12. Комиссарова Е.Г. Методологический потенциал гражданско-правовой науки // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Юрид. науки. – 2013. – Вып. 4 (22). – С. 310–315.
13. Комиссарова Е.Г. Об основах методологической культуры в цивилистике // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Юрид. науки. – 2014. – Вып. 4 (26). – С. 246–253.
14. Комиссарова Е.Г. Цивилистическая методология в контексте научного познания // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 2. С. 24–30.
15. Кузнецова О.А. Методы научного исследования в цивилистических диссертациях // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. Вып. 4 (26). C. 254–270.
16. Лисенкова А.А. Философия агрессии в цифровую эпоху // Философские науки. 2017. № 6. С. 137–147.
17. Лунева Е.В. Юридическая конструкция гражданско-правового режима вещей // Юрист. 2014. № 13. C. 41–45.
18. Лунева Е.В. Юридическая природа исключительного права национального парка приобретать земельные участки, расположенные в его границах // Юридический мир. 2014. № 7. С. 27–30.
19. Медушевский А.Н. Российская правовая традиция – опора или преграда? Доклад и обсуждение. М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2014. 136 с.
20. Мигачева А.Ю. О необходимости исследования принципа детерминизма в связи с развитием методологии гражданского правоведения // Теория и практика обществ. развития. 2009. № 3–4.
21. Петрушкин В.А. Правовой оборот недвижимости: проблемы теории и судебно-арбитражной практики. Казань: ООО «Полигран-Т», 2011. 72 с.
22. Радбрух Г. Введение в науку права / Пер. М.М. Островской, И.З. Штейнберга. – М.: Труд, 1915. – 140 с.
23. Сафин З.Ф., Челышев М.Ю. О методологии цивилистических исследований // Вестник Саратовской государственной академии права. 2011. № 6. C. 120–125.
24. Серкова Ю.А. Понятие юридической конструкции и его методологическое значение в исследовании правовых систем // Юридический мир. 2013. № 7. С. 64–67.
25. Ситдикова Р.И. Гражданско-правовой механизм охраны частных, общественных и публичных интересов авторским правом: дис. … д-ра юрид. наук. Казань, 2013. 408 с.
26. Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. М., 1974. 152 с.
27. Стратегия развития научных исследований в области архитектуры и градостроительства: матер. науч. семинара 1988. М., 1989. 70 с.
28. Сырых В.М. Метод общей теории права: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – М., 1995. – 74 с.
29. Тарасов Н.Н. Истина в юридическом исследовании (некоторые методологические проблемы) // Академический юридический журнал. 2000. № 1.
30. Файзрахманов К.Р. Проблема выделения межотраслевых гражданско-правовых средств в аспекте инструментальной теории права // Казанская наука. 2013. № 13.
31. Филиппова С.Ю. Инструментальный подход в науке частного права. М.: Статут, 2013. 350 с.
32. Хамидуллина Ф.И. Этическая концепция гражданского права // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 155, № 4. C. 184– 188.
33. Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008. 206 с.
34. Честнов И.Л. Постклассическая теория права: Монография. СПб.: Изд. дом «Алеф-Пресс», 2012. 650 с.
35. Яковлев А.В. К методологии градостроительных исследований // Градостроительство. Теория и практика. Л., 1983. С. 5– 10.
36. Ярославцева Е.И. Философия цифрового пространства // Гуманитарные чтения РГГУ – 2008. Конференции. Научные семинары: Сборник материалов. М.: РГГУ, 2009. С. 71–89.